В данных консультациях участвовали НПО и эксперты из России, Украины, Армении, Азербайджана, Казхстана, Кыргызстана и  других стран.
Калия Молдогазиева ( ЦЧР "Древо Жизни")  высказала следующие замечания и предложения:
ЕБРР предлагает активно снижать гос.долю  в добывающих предприятиях -  – не доказано, что это эффективно . В документе  отмечена  слабость инстиуциональной базы в Кыргызстане для горнодобывающей промышленности. Между тем  несколько раз перекраивали структуру горногеологического  ведомства с целью улучшения институционализации. И пока говорить об  эффективности рано. Положительным является намерение ЕБРР  поддерживать всю  цепочку горнодобывающего цикла и  добавочные призводства.  Это должно способствовать развитию инфраструктуры и большей  стабильности в плане создания рабочих мест и мер по безопасности.   Банк пишет, что поддерживает прозрачность и подотчетность – пока  роль банка в ИПДО не определена, кроме деклараций. Намерение ЕБРР  поддержать  добычу урана , даже через финансовых посредников,   весьма рискованно в плане экобезопасности.
На  стр.12 – говорится о финансировании золотодобычи  174 млн. в ЦА, из них большая часть в КР – до сих пор нет точной информации об этих проектах в Кыргызстане
На стр. 15  говорится о  техническом сотрудничестве Банка  -  положителен опыт проведения оценки энергоэффективности  и аудита в горнодобывающей промышленности в Болгарии – этот опыт надо распрстранять на другие регионы.
Учитывая, что предстоит Всемирный саммит  по устйчивому развитию в Рио-де Жанейро , одним из направлений  объявлена "зеленая"  экономика. Хотя горнодобывающую промышленность трудно отнести к "зеленой" экономке, и добыча природных ресурсов – это исчерпаемые ресурсы, тем не менее надо стремиться к рациональному природопользованию, принципы которого в частности, сводятся к следующему:
1-    Определение no go zones ( запретные зоны) -  заповедники, поймы и истоки рек, ледники, и другие уязвимые территории.
2-    Испльзование вторичных отходов, уменьшение количества отходов, использование оборотных циклов воды  и реагентов.
3-    Должен быть и позитивный долгосрочный эффект для  устойчивого развития в виде вклада в инфраструктуру, образование и социальные программы.
4-    Не только  следование международному кодексу цианидов, но и постепенный отказ  от цианидов, использование альтернативных нецианидных технологий.
Следование Банком принципов EITI должно касаться не только  прозрачности финансовых показателей, но и усиления экологической и социальной ответвенности, прозрачности контрактов и соглашений ( расширение формата ИПДО).  Необходимо более полное включение  местного населения в процесс принятия решений, в соответствии с Декларацией ООН  о первичном добровольном информированном согласии населения на разработку ( Free prior inform consent).
Очень принципиальными были замечания и  предложения представителя Greenpeace Russia, Владимира Чупрова, который  , в частности, отметил, что вовлечение ЕБРР в поддержку проектов по горнодобывающей отрасли, которая направлена на извлечение исчерпаемых природных ресурсов не свидетельствует о приверженности ЕБРР идеям устойчивого развития. Также он однозначно высказался о "no go zones" ( запретных зонах),где не должны разрабатываться месторождения – это заповедники ,   шельфы  и другие  места , богатые  биологическим разнообразием видов и  о мерах по уменьшению и переработке отходов горнодобывающей промышленности.  
 Дана Ермоленок из Казахстана говорила о вопросах безопасности рабочих мест и правах рабочих горнодобывающих компаний.   
Наталья Аблова ( Бюро по правам человека) в частности сказала, что Банк должен отказаться от политики вынужденного переселения  в   зоне планируемых проектов ЕБРР.
Дмитрий Кац из Центра  Дикого  Лосося ( США)   сказал, что банк должен составить что-то вроде  "черного списка" компаний, не соблюдающих  экологические стандарты, права человека,  и  предложить меры , предусматривающие отказ клиентов покупать продукцию  таких компаний.   Сотрудница компании  ИнЭкА  Елена Горякина высказала весьма конкретные предложения, по улучшению разделов стратегиии ,таких ,  как  управление водохозяйственной деятельностью, организации сбора  и переработки отходов и контролю за применением материалов.  Представитель Фонда дикой природы  Евгений Шварц  предложил внести в частности,  в запретные зоны также территории , находящиеся под охраной Рамсарской Конвенции.  Также он поддержал предложение не прибегать к вынужденному переселению в зонах планируемых проектов.
На семинаре разгорелась дискуссия о раличиях по стратегии Банка по горнодобывающей промышленности и  Политике в области горнодобывающей промышленности. Старт этой дискуссии дал сам представитель ЕБРР, дав  ограничения на внесение предложений и замечаний от участников, что некоторые предложения  следует отнести к mining policy. Когда же Дана Ермоленок попросила представителей ЕБРР четко обозначить эти различия, и сказала,  что политика банка в горнодобывающей промышленности также нуждается в улучшении, выяснилось, что политика Банка в горнодобывающей промышленности  будет пересматриваться только в  2013 году. Евгений Шварц отметил, что существует операционная политика Банка в горнодобывающей промышленности, которая   является действующей.
Влада Марцинкевич( Bank Watch)  отметила, что Банк должен диверсифицировать свои инвестиции и уделять больше внимания  инвестированию в туризм, сельское  хозяйство, возобновляемую энергетику. Также необходимо уделять особое внимание  региональному развитию и получению выгод   от проектов ЕБРР  местным населением и большей прозрачности деятельности  горнодобывающих компаний.

Полностью стратегия ЕБРР  по горнодобывающей промышленности опубликована  на сайте  ЕБРР http://www.ebrd.com/search/query.html?qt=EBRD+mining+strategy&submi
Комментарии принимаются до 24 июня 2012 года

Калия Молдогазиева, ЦЧР "Древо Жизни"