Проводимая работа призвана привести в соответствие один из основополагающих законов, касающихся горнодобывающего сектора, с вызовами и реалиями современной ситуации в горнодобывающей промышленности Кыргызстана. В частности, являются позитивными внесенные изменения, касающиеся участия органов местного самоуправления в составе комиссий по праву пользования недрами.
Большую роль в справедливом распределении доходов от будущей разработки местрождений и соблюдении принципов рационального природопользования недропользователями, играет прозрачность деятельности горнодобывающей промышленности, начиная от выдачи лицензий, и всех этапов освоения природных ресурсов.
Согласно Конституции КР, недра являются исключительной собственностью Кыргызской Республики, используются как основа жизни и деятельности народа Кыргызстана и находятся под особой охраной государства.
Кыргызстан в 2004 году присоединился к Инициативе прозрачности добывающих отраслей (ИПДО), в которую в настоящее время входит 35 стран. В 2011 году Кыргызстан пройдя успешно процесс валидации, получил статус страны – последователя ИПДО. В настоящее время 45 горнодобывающих компаний Кыргызстана присоединились к Инициативе. Но успокаиваться на достигнутом рано.
В частности, следующим шагом к достижению более полной прозрачности деятельности горнодобывающих компаний является внедрение дезагрегированных отчетов отдельно по компаниям. При посещении нами горнодобывающих регионов , жители этих регионов отмечают, что они хотели бы знать вклад в бюджет конкретных компаний, работающих в их регионе. На нынешнем этапе отчеты ИПДО публикуются только в агрегированном виде, т.е. в целом по отрасли. Поэтому члены Консорциума, входящие в Наблюдательный Совет по ИПДО, выдвинули предложение о внедрении дезагрегированных отчетов по ИПДО в Кыргызстане. В настоящее время отчеты по ИПДО в дезагрегированной форме публикуются в Монголии, Норвегии, Гане, Либерии , Перу и других странах.
Наблюдательный Совет по ИПДО в КР внес дополнение в Закон о недрах о внедрении дезагрегированных отчетов по ИПДО в Кыргызстане. Секретариат по ИПДО при Правительстве КР, сделал определенную работу с различными ведомствами и министерствами по включению данных дополнений в «Закон о недрах».
Каково же было наше удивление, когда межведомственная группа изменила до неузнаваемости внесенные предложения Наблюдательного Совета по ИПДО. В частности, в предложениях Наблюдательного совета обозначалось, чтобы отчеты по ИПДО представляли все недропользователи (т.е. компании, имеющие лицензии не только на разработку месторождений, но и компании, осуществляющие геологоразведочные работы). Однако, как можно заметить в пункте 5 статьи 34 проекта Закона «О недрах», отдельные члены межведомственной рабочей группы изменили редакцию, предложенную членами Наблюдательного совета по реализации ИПДО, на «недропользователи, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых». Как известно, в настоящее время конфликты между местным населением и горнодобывающими компаниями начинаются задолго до разработки местрождений, еще на этапе выдачи лицензий, поиска и разведки, поскольку внастоящее время реальной прозрачности процесса на данных этапах нет. К тому же компаний ведущих разработку местрождений у нас не так много.
Так называемые «отдельные члены межведомственной рабочей группой» также полностью проигнорировали или попросту убрали следующие предложения Наблюдательного совета по реализации ИПДО:

- Отчеты пользователей недр по ИПДО подлежат сверке с отчетами государственных органов по ИПДО со стороны независимой компании по сверке.
- В целях обеспечения прозрачности финансовых потоков от деятельности пользователей недр результаты сверки подлежат обязательной публикации в дезагрегированном (раздельном) виде.
- Формы и индикаторы отчетности в рамках ИПДО утверждаются Правительством Кыргызской Республики по согласованию с многосторонней заинтересованной группой по реализации ИПДО.

Удалены, можно уверенно сказать, самые важные пункты, и сама идея прозрачности деятельности горнодобывающей промышленности данными редакторскими правками межведомственной рабочей группы полностью дезавуирована.

В пункте 5 статьи 34, также отсутствуют слова «по согласованию с многосторонней заинтересованной группой (Наблюдательным Советом ) по реализации ИПДО».

Наблюдательным советом также предлагалось обозначить в «статье 4. Термины, используемые в настоящем Законе» отдельным пунктом для полного понимания, что из себя составляет ИПДО.

Но это разъяснение также было удалено из проекта закона.

Мы обращаемся к Правительству КР и соответствующему Комитету ЖК, для отражения в новой редакции “Закона о недрах” всех вышеперечисленных пунктов по ИПДО в редакции, максимально согласованной в рамках последнего заседания Наблюдательного совета по реализации ИПДО.
Отсутствие прозрачности в горнодобывающей промышленности, начиная с ранних этапов поиска, разведки, а также вопросов лицензирования и отчислений в местный бюджет от конкретных компаний , работающих в тех или иных регионах, поднимет новую волну протестных настроений населения , и не будет способствовать стабильности, являющейся одним из условий экономического процветания страны.

Члены Консорциума НПО по продвижению Инициативы Прозрачности добывающих отраслей в КР:
  • Калия Молдогазиева, ЦЧР “Древо Жизни”
  • Толекан Исмаилова, ПЦ “Граждане против коррупции”
  • Нурбек Асаналиев ОПК Консорциума НПО по ИПДО в Иссык-Кульской области
  • Атабеков Тургунбек, ОО «ФОАТ» ОПК Консорциума НПО по ИПДО по Джалал-Абадской области
  • Адылбек Алымов Центр стратегии бюджетного процесса, Ала-Бука
  • Чынгыз Карымшаков ОФ “Юрист и К”. Г.Сулюкта, Баткенская область
  • Арзыкан Момунтаева, Омбудсмен по Таласской области
  • Акылбек Эркинбаев, ОФ "Алтын Булак", Нарынская область
  • Нуржамал Аматова, председатель ОФ "Агротехнология"
  • РызкульТоктосунова, ОФ "ЗиОМ-21"