Авторы Инициативы исходят из того, что бережливое отношение к природным богатствам может, в принципе, стать основой устойчивого экономического роста и развития.

Существует целый ряд факторов, которые могут сделать разумное пользование природными богатствами особенно трудным как на ближайшую, так и на далекую перспективу. Среди этих факторов могут быть чрезвычайно высокие доходы по отношению к ВВП, колебания цен и то, что эти ресурсы не являются неисчерпаемыми. В документе признается тот факт, что вопросы прозрачности и отчетности будут подниматься и в других отраслях промышленности, и тогда можно будет принимать решения, исходя из положений, разработанных авторами данной концепции.

В Эвиане страны «большой восьмерки» подтвердили свою решимость бороться с коррупцией, являющейся главным препятствием на пути к социальному и экономическому развитию, а также с нерациональным расходованием государственных фондов и средств. Они приняли программу действий, в которую входит внедрение (на добровольных началах) особого подхода к вопросу прозрачности в тех странах, где доходам от добывающих отраслей промышленности (газовой, нефтяной и горнорудной) уделяется особое внимание. С помощью Инициативы можно будет разработать конкретные шаги по реализации этой программы.

С момента выдвижения Инициативы ее реализацией занималась группа заинтересованных лиц и организаций, в которую входили правительства, нефтяные, газовые и горнорудные компании, промышленные предприятия, международные организации, инвесторы и неправительственные учреждения. Информация поступала в группу и по результатам широких политических дискуссий по вопросам борьбы с коррупцией и отсутствием прозрачности, которая ведется в странах «большой восьмерки». Доступ к процессам, проходящим в рамках Инициативы, свободен для всех, и все соответствующие документы можно найти в компьютерной сети на сайте: http://www.dfid.gov.uk/

III.  Принципы

Страны, входящие в Инициативу, выразили согласие с нижеприведенными принципами:

•  Мы считаем, что рациональное использование природных богатств должно быть надежным движителем в деле устойчивого экономического развития, которое оказывает влияние на устойчивое развитие, в целом, и на борьбу с нищетой. Однако, если этим процессом управлять неэффективно, то могут создаться негативные экономические и социальные аспекты.

•  Мы утверждаем, что использование природных ресурсов на благо граждан той или иной страны, является компетенцией суверенных правительств, которые должны делать свое дело в интересах развития своих стран.

•  Мы признаем тот факт, что прибыли, получаемые от эксплуатации природных ресурсов, могут поступать в большом количестве в течение многих лет и что они могут оказывать значительное влияние на колебание цен.

•  Мы признаем тот факт, что понимание обществом схемы движения государственных прибылей и расходов может со временем вызвать широкую общественную дискуссию, и позволит избрать правильный, рациональный путь экономического развития, ориентированный на устойчивое развитие.

•  Мы подчеркиваем важность прозрачности со стороны правительств и компаний в добывающих отраслях промышленности и осознаем необходимость усиления контроля над финансовыми потоками и повышения роли отчетности перед общественностью.

•  Мы признаем, что стремиться к более высокой степени прозрачности следует в контексте соблюдения соглашений и законодательства.

•  Мы согласны с тем, что достижение прозрачности в сфере финансов должно привести к улучшению условий для внутренних и внешних прямых инвестиций.

•  Мы верим в принцип и практику отчетности правительств перед своим народом в вопросах управления финансовыми потоками и бюджетными расходами.

•  Мы намерены стремиться к повышению уровня прозрачности и отчетности в жизни государства, в программах, осуществляемых правительством, и в частном предпринимательстве.

•  Мы считаем, что необходимо выработать такой подход к прозрачности осуществления платежей и получения доходов, который был бы удобным в применении и мог бы широко использоваться.

•  Мы считаем, что открытость в вопросах осуществления платежей в той или иной стране должна быть внедрена на всех предприятиях добывающей отрасли промышленности данной страны.

•  Мы считаем, что все заинтересованные лица, включая правительства и их структуры, предприятия добывающей промышленности и сферы обслуживания, международные организации, финансовые организации, инвесторов и неправительственные организации должны внести свой достойный и весомый вклад в дело поиска необходимых решений.

IV. Что нужно делать

Страны, подписавшие Инициативу, будут прилагать все усилия для достижения целей, зафиксированных в ней, и обязуются предпринимать действия в соответствии со своими функциями и поставленными задачами. Вот эти задачи:

•  разрабатывать и проверять на практике методы внедрения прозрачности и гласности в систему платежей и получения доходов в добывающих отраслях промышленности в тех странах, которые испытывают значительные трудности с природными ресурсами, если правительство примет об этом решение;

•  по согласованию с правительствами соответствующих стран и с предприятиями на государственном уровне осуществлять реализацию программ, вытекающих из принципов, заложенных в Инициативе, используя при этом помощь общественности, международных учреждений и других заинтересованных лиц и структур. Являясь основой внедрения данной методики, приоритетные направления, сформулированные в документе, указывают пути укрепления принципов гласности в деле осуществления платежей и получения доходов правительством;

•  создавать надежные связи с другими программами и мероприятиями, направленными на борьбу с коррупцией и укрепление гласности;

•  по возможности, внедрять принципы, заложенные в Инициативе, в соответствующие разработки или программы действий;

•  в случае необходимости, прибегать к технической и экспертной помощи со стороны, если требуется повысить эффективность оказания помощи заинтересованным лицам в деле реализации и совершенствования положений Инициативы;

•  изыскивать новые пути реализации задач, поставленных в документе;

•  по необходимости, привлекать предприятия и правительства, а также все заинтересованные стороны к выработке эффективных, долгосрочных решений;

•  постоянно следить за тем, как внедряются принципы, зафиксированные в документе.

V . Участники


Правительства : Азербайджана, Бельгии, Демократической Республики Конго, Экваториальной Гвинеи , Франции, Германии, Ганы, Индонезии, Японии, Кыргызстана, Мозамбика, Нидерландов , Нигерии, Норвегии , Сьерра-Леоне , Восточного Тимора, Тринидада и Тобаго, Великобритании, Соединенных Штатов Америки

Компании: AngloAmerican plc . , Areva , BG Group , BHP Billiton , BP , Chevron Texaco , ConocoPhillips , De Beers , ExxonMobil , Newmont , NNPC , Repsol YPF , RioTinto , Shell , SOCAR , Sonangol , Statoil , Total .

Промышленные объединения: API , ICMM (Международный Совет горнорудной и металлодобывающей промышленности , OGP (Отделение глобальных программ)

Международные организации: МВФ , НЕПАД (Новое партнерство в помощь развитию Африки) , ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) , ПРООН, Всемирный банк

Общественные организации: Африканская сеть экологической и экономической справедливости , CAFOD (Агентство по развитию зарубежья) , CARE International (Агентство по проблемам научных исследований и просвещения) , Глобальный свидетель , Организация, осуществляющая контроль за соблюдением прав человека, Институт открытого общества , Коалиция «Что публикуешь, за то и платишь» , Фонд спасения детей , Международная организация по проблемам прозрачности, Организация по проблемам прозрачности Казахстана.

Инвесторы : Компании , подписавшие совместное заявление инвесторов : Banco Fonder, Boston Common Asset Management, Calpers, Calvert Group Ltd, CCLA, Central Finance Board of the Methodist Church, Christian Brothers Investment Services, Co-operative Insurance Society, Deutsche Asset Management UK, Dresdner RCM Global Investors, Domini Social Investments, Ethical Funds, ethos Investment Foundation, F&C Management Ltd, Fidelity Investments, Frater Asset Management, Henderson Global Investors, Hermes Investment Management Ltd, Insight Investment Management, ISIS Asset Management, Jupiter Asset Management, Legal & General Investment Management, Local Authority Pension Fund Forum, M&G , Merrill Lynch Investment Managers, Morley Fund Management, New York State Common Retirement Fund, Nottinghamshire County Council, Progressive Asset Management, Railpen, Sarasin, Schroders Investment Management, SNS, State Street Global Advisors Ltd, Storebrand, Trillium Asset Management, University Superannuation Scheme, Walden Asset Management.