Итоги деятельности Наблюдательного Совета по ИПДО  ( 2008- март, 2016 год )

( Докладчик – Координатор Консорциума НПО по продвижению ИПДО в КР , член НС по ИПДО, Калия Молдогазиева) ,  31 марта 2016 года.

ИПДО является международным стандартом, который способствует обеспечению прозрачности доходов и подотчетности в добывающей отрасли. Правила ИПДО устанавливают методологию мониторинга и согласования платежей и доходов государства от нефтяной, газовой и горной промышленности на уровне государства. Инициатива призвана институционализировать механизм публикации данных, нацелена на борьбу с коррупцией в добывающих отраслях посредством повышения осведомленности населения о доходах и налогах. В настоящее время ИПДО придерживаются 50 стран, 34  страны  являются последователями  ИПДО, этот статус присваивается стране после прохождения валидации.

В Кыргызстане ИПДО была начата кыргызским правительством в 2004 году для решения вопросов государственного управления в секторе добывающей промышленности. В настоящее время ИПДО охватывает более 95% доходов добывающей отрасли в стране. Количество компаний, отчитывающихся в рамках ИПДО, постепенно увеличилось с 6 в 2004 году до 26 в 2008, 46 в 2011, 57 в 2012,  76 в 2013, в 2014 году 136 компаний.

Всемирный Банк и Департамент Великобритании по международному развитию (DFID) обеспечивает финансирование и техническую помощь посредством мультидонорского доверительного фонда ИПДО (MDTF) на первом этапе внедрения стандарта в Кыргызстане. Национальный секретариат ИПДО подготовил отчеты за 2008, 2009, 2010, 2011 ,2012 , 2013 и 2014 годы, которые предоставляют информацию и сверяют данные по доходам государства от добывающей отрасли и налоговым и иным платежам компаний, произведенным в государственный бюджет.

В настоящее время ИПДО фокусируется на реализации мероприятий на суб-государственном уровне, в основном, в добывающем секторе в регионах страны. ИПДО приобрела более высокий юридический статус, когда была включена в новый закон «О недрах», принятый в 2012 году.

Роль Наблюдательного Совета ( Supervisory board) заключается в наблюдении и содействии непрерывного и устойчивого исполнения задач ИПДО в КР.  В задачи НС по ИПДО входит:

1.     Разработка рабочего плана ИПДО с указанием полного объема расходов в соответствии с международными стандартами ИПДО и их требованиями, а также на основании национальных приоритетов;

2.     Пересмотр выполненных работ за год на предмет соответствия рабочему плану и ведение совместной работы для выполнения заданий, указанных в рабочем плане;

3.     Определение объема работ и приоритетов в исполнении ИПДО,

4. Отбор аудиторской компании для сверки данных от компаний и отчетов гос.органов и подготовки отчета по ИПДО

5.     Контроль процесса предоставления отчета по ИПДО, ознакомление с предварительным проектом отчета по ИПДО, согласование окончательного отчета по ИПДО и выпуск отчета в соответствии с графиком, утвержденным международным советом ИПДО;

6.     Подготовка годового отчета о деятельности и о проделанной работе в соответствии с графиком, утвержденным международным советом ИПДО;

7.     Расширение и установление связей с заинтересованными группами с предоставлением НС обновленной информации относительно мнений заинтересованных групп;

8.     Проведение эффективной разъяснительной работы вместе с общественными объединениями и компаниями через СМИ, вебсайты и письма;

9.     Обеспечение широкого распространения общественной информации полученной в результате деятельности ИПДО, включая отчеты по ИПДО.

Структура НС складывается из равного представительства различных заинтересованных сторон: гос.органов, компаний и гражданского общества.

Наблюдательный Совет  ИПДО в Кыргзстане был организован в 2004 году когда Правительство Кыргызстана официально присоединилось к этой международной Инициативе.  Первоначально  исполнительным агентством ИПДО было Министерство Финансов. Оно подготовило первый отчет по ИПДО, в который входили данные всего двух компаний- Кумтор оперейтинг компани и Кыргызалтын. В наблюдательный совет входили в основном представители гос.органов, 2- 3 компании и 3 НПО. Надо сказать, что Минфин не был особо заинтересован в реализации ИПДО, не было освобожденных работников, которые бы занимались ИПДО и второй отчет так и не появился. Затем грянула революция  2005 года , правительство пало, новое правительство  долго тянуло с выбором нового исполнительного агентства, наконец, в 2008 году было выбрано  в качестве исполнителя Госагентсво по геологии и минеральным ресурсам , был образован национальный секретариат по ИПДО, Всемирным Банком  были выделены средства  на подготовку отчетов ИПДО и функционирование секретариата.  Вновь назначенный секретариат по ИПДО активно взялся за работу и были подготовлены отчеты на только за 2008 год, но и за предыдущие пропущенные годы. В начале 2010 года прошла процедура валидации,( сейчас она называется санкционирование) ,  которая обязательна для всех стран , присоединившихся к Инициативе. Согласно определению Международного секретариата,  Санкционирование является механизмом гарантии качества ИПДО и неотъемлемым компонентом процесса ИПДО. Оно служит для оценки эффективности внедрения и способствует диалогу и обучению на уровне стран. Оно также обеспечивает целостность ИПДО путем применения единого международного стандарта ко всем внедряющим странам ИПДО.

В 2010 году Кыргызстан успешно прошел валидацию, и по решению Международного совета ИПДО получила статус полного соответствия ИПДО в марте 2011 года во время 5-й Глобальной Конференции ИПДО в Париже. Специальный приз «За достижение выдающегося прогресса в реализации ИПДО в сложных условиях» был вручен Президенту Кыргызской Республики Розе Отунбаевой. Эта награда свидетельствует о заслугах и вкладе всех заинтересованных сторон, гос.органов, компаний и гражданского общества. Как вы знаете, в 2010 году снова грянула революция, и опять на некоторое время заседания НС не проводились. Но гражданское общество не прекращало свою работу, работал сайт по ИПДО, в регионах проводились семинары по ИПДО.

В 2011 году  после валидации было принято  решение о равном представительстве заинтересованных сторон,, и сейчас в НС  по 5 представителей различных заинтересованных сторон.  Члены Наблюдательного Совета по ИПДО работают с самого начала на общественных началах.

Роль ОГО в ИПДО . В НС сейчас 5 представителей НПО – ЦЧР «Древо Жизни, НПО «Фоат»,  Форум общественности и бизнеса «Башат», Бюро по правам человека и Граждане против коррупции.

За время существования НС Консорциумом  НПО, в состав которого входят 22 НПО проводилась работа, результаты деятельности которой отражены  в отчете НС по ИПДО, которые висят на сайте  www. geology.kg

Коротко хотелось сказать   о достижениях Консорциума НПО по продвижению ИПДО :

Продвижениедисагрегированных  отчетов отдельно по компаниям  ( в течение 2008-2001 годов) были посланы  письма Правительству КР, Администрации Президента КР0 и на всех мероприятиях, конференциях, озвучивалось  наше требование по дисагрегированным отчетам. С 2012 года отчеты по ИПДО в Кыргызстане стали публиковаться не в целом по промышленности, а  отдельно по компаниям.

С 2006 года  при поддержке  фонда Сорос-Кыргызстан  ЦЧР «Древо Жизни», были созданы  общественные приемные Консорциума,  в 6 регионах Кыргызстана., которые ведут работу на субнациональном уровне по ИПДО. В 2012 году эта работа по ОПК была поддержана ФЕЦА-ЮСАИД. В регионах, где работают общественные приемные, конфликты между населением и  компаниями стали решаться больше легальными методами и путем переговоров. Работа ОПК на субнациональном  уровне по  ИПДО в КР  была отмечена Международным секретариатом по ИПДО.

3) Отражение интересов местных сообществ  усилиями гражданского общества  в работе по ИПДО на правительственном уровне, в СМИ, в парламенте, привело к тому, что в закон о недрах было внедрено понятие социального пакета

4) В 2013 году  ЦЧР «Древо Жизни» при поддержке Фонда Сорос-Кыргызстан, провел Национальный Форум многосторонних групп заинтересованных сторон( МГЗС)  в горнодобывающей промышленности, где были даны рекомендации  по МГЗС на региональном уровне и фондам развития регионов. Эти рекомендации были посланы  в Минэкономики, Госгеологию, администрацию Президента КР.  В частности, были такие предложения, как:

- Четко разграничить, что входит в понятие социальный пакет, что поддерживается через отчисления в бюджет, а что будет поддерживаться Фондами развития регионов и МГЗС -  были предложения, что это должны быть в первую очередь образовательные проекты, другие участники склонялись к мнению, что  фонды развития должны  поддерживать в первую очередь инфраструктурные проекты

Прописать  в модельном договоре, что «компании обязаны предоставлять отчеты по ИПДО, а не указывать, что по мере «возможности».

- четко обозначить, чтобы компании проводили не только Оценку воздействия на окружающую среду ( ОВОС) , но и на социальную среду ( ОВОСС)  .

5) ЦЧР «Древо Жизни» создал  вебсайт – Форум по ИПДО (forum.eiti.org.kg), в дополнение в веб-сайту по ИПДJ- www.eiti.org.kg. На форуме публикуются  новости горнодобывающей сферы, ИПДО, законодательства в  горнодобывающей  отрасли, обмен мнениями и вести из регионов. Посещаемость этого сайта достигает 3000  в квартал.  В настоящее время данные сайты поддерживаются за счет собственных ресурсов  ЦЧР «Древо Жизни».

6) С 2013 года Консорциум стал членом Международной коалиции PWYP.

7) В ноябре  2015 года, ЦЧР «Древо Жизни и  несколько присоединившихся членов Консорциума обратились с письмом в Правительство, Совет Обороны, с предложением продвигать электронную отчетность по ИПДО в Кыргызстане.

В 2013 году в Сиднее на Глобальной конференции  по ИПДО, был принят  новый, расширенный стандарт ИПДО, который включает не только  прозрачность отчислений компаний в бюджет, но и прозрачность контрактов, лицензий, социальные отчисления, объемы добычи, отчисления в местный бюджет,  бенефициарное право,  фонды рекультивации и другие. Последний отчет по ИПДО в КР за 2013-2014годы   был уже сделан по  новому стандарту ИПДО.  Уже по этому отчету видны некоторые достижения. Но и пробелы, которые нам надо ликвидировать . Так данные по бенефициарному праву из 136 компаний представили только 33 компании . Информацию об акционерах дала только 21 компания.

Извлеченные уроки.

В положении о НС  не было предусмотрено механизма ротации, , хотя ротация происходила стихийно. По мере выбывания  одних членов осуществлялись выборы новых членов на освободившиеся позиции. На предыдущем  заседании наблюдательного Совета, на который, к сожалению не пришли компании,  и был только один представитель гос.органов и 3 НПО, была сформирована рабочая группа  по обновлению Меморандума работы Наблюдательного Совета в составе Карыбека Ибраева, Калии Молдогазиевой и Алтынай Сыдыковой. Мы расширили и обновили Мемораандум,  где внесли  пункты о ротации, периодичности заседаний о посещаемости заседаний, которых не было в прежнем Положении о НС, что привело к тому, что некоторые члены Совета не посещали заседания по году и более без всяких последствий. Обновленный Меморандум будет вынесен  на Ваше обсуждение. Также необходимо  сделать пункт об ИПДО в Законе о недрах обязательным, который  сейчас является добровольным. Представителями гражданского общества и компаний были выработаны критерии отбора в Новый Наблюдательный Совет, который были высланы всем членам НС и МСГ.

Еще один урок – вопрос о финансировании.  Работу секретариата ИПДО поддерживал Всемирный Банк, но из-за проволочек этого гранта в Правительстве и в связи  с тем, что депутаты прошлого созыва не ратифицировали этот грант, что привело к  затяжке с нанятием аудиторской компании для проведения аудиторской сверки  и подготовки отчёта по ИПДО. Но все же отчет был сделан героическими усилиями   в срок, 31 декабря 2015 года. Необходимо сократить сроки рассмотрения и утверждения грантов МФИ на ИПДО в Правительстве и парламенте. Также стоит вопрос  о внутренних источниках финансирования, как это делается в других странах, а не только донорской помощи.

Финансирование  организаций гражданского общества  также в 2015 году резко сократилось. Только  2 общественные приемные получили гранты  на работу по ИПДО.  И работа Консорциума НПО по продвижению ИПДО проводилась и в центре и на местах с 2015  года большей частью за счет собственных ресурсов. В связи с этим, не надо забывать, что согласно меморандуму НС по ИПДО  разъяснительную работу по ИПДО должны проводить не только НПО, но и гос. органы и компании, как равные стороны процесса ИПДО. Также поддерживаю предложение Кумушкан Конурбаевой, что к этой работе надо активно подключать органы местного самоуправления на местах.

Одним из достоинств нашего Наблюдательного Совета, является открытый доступ любых желающих в качестве наблюдателей на заседания НС,И уже сформировалась МГЗС, которая шире понятия НС. Участники МГЗС включены в рассылку НС и могут задавать вопросы и высказывать свое мнение на заседаниях НС без права голоса. Хотелось бы поблагодарить всех членов НС , котрые регулярно посещали заседания НС, вносили свой посильный вклад в продвижение ИПДО в Кыргызстане.

Мы выбираем Наблюдательный Совет по ИПДО  в очень переходной ситуации, когда вот-вот уже предстоит валидация, и вновь избранным членам Совета надо очень быстро сосредоточиться и включиться  в работу по подготовке к валидации.

Поэтому я желаю новому составу НС, который мы сейчас будем обсуждать ,  учесть и взять то  ценное, что было сделано старым Наблюдательным Советом,  учесть наши ошибки и продолжить  дело продвижения прозрачности деятельности добывающей промышленности  для блага нашего народа и   рационального использования природных ресурсов Кыргызстана.