3,5 млрд. человек живут в странах, богатых природными ресурсами. Тем не менее, многие не видят результата от добычи своих природных ресурсов. Очень часто плохое руководство ведет к страданиям, конфликту и коррупции. Создание Инициативы Прозрачности Добывающих Отраслей  (ИПДО)  направлено на то, чтобы изменить это.

ИПДО имеет прочную, но гибкую методологию, известную,   как Стандарт ИПДО, который гарантирует соблюдение международного стандарта во всех стран реализующих ИПДО. Правление ИПДО и Международный секретариат являются хранителями этой методологии. Однако, проведение реализации проводится под ответственностью стран, присоединившихся к Инициативе. Вкратце, ИПДО является всемирным стандартом, который способствует обеспечению прозрачности доходов на местном уровне. Правила ИПДО устанавливают методологию, которую должны соблюдать страны для соответствования требованиям ИПДО.

Процесс, известный сейчас как процесс ИПДО, получил свое развитие с момента первого заявления о Принципах ИПДО на Конференции ИПДО в июне 2003 года.

В настоящее время ( 2015)  49 стран  внедряют ИПДО.   31 страна соответствует требованиям ИПДО.  44 страны опубликовали   поступления  в бюджет от  добывающих отраслей.

Кыргызстан присоединился к ИПДО в 2004 году.   В настоящее время ИПДО охватывает более 95% доходов добывающей отрасли в стране. Количество компаний, отчитывающихся в рамках ИПДО, постепенно увеличилось с 6 в 2004 году до 26 в 2008, 46 в 2011, 57 в 2012 и 76 в 2013. (http://geology.kg/index.php/pi/pi-5)

В настоящее время  Правила ИПДО содержит в себе все критерии и требования к осуществлению ИПДО.

Принципы ИПДО

Мы разделяем веру в то, что благоразумное использование богатства  природных ресурсов должно быть важной движущей силой устойчивого экономического роста и должно  способствовать устойчивому развитию и снижению бедности, в то время как неправильное управление этим богатством может привести к негативным экономическим и социальнымпоследствиям.

Мы подтверждаем, что управление богатством природных ресурсов на благо граждан страны составляет обязанность суверенных правительств, которая должна выполняться в интересах  развития страны.

Мы признаем, что выгоды от добычи ресурсов выражаются в виде потоков  доходов за многие  годы и могут в высокой степени зависеть от цен.

Мы признаем, что понимание общественностью доходов и расходов  правительства на протяжении времени могло бы помочь в общественном обсуждении и информированном выборе необходимых и реалистичных вариантов устойчивого развития.

Мы подчеркиваем важность прозрачности со стороны правительств и компаний в добывающих отраслях и необходимость улучшить государственное финансовое управление и подотчетность.

Мы признаем, что достижение более высокой прозрачности должно осуществляться в контексте уважения к контрактному праву и законам.

Мы признаем, что финансовая прозрачность может принести улучшение условий для внутренних и иностранных прямых инвестиций.

Мы признаем принципы и практику подотчетности правительства перед всеми гражданами для управления потоками доходов и государственными расходами.

Мы привержены поддержанию высоких стандартов прозрачности и подотчетности в общественной жизни, деятельности правительства и в бизнесе.

Мы считаем, что необходим последовательный действенный подход к раскрытию платежей и поступлений, который был бы прост в применении и использовании.

Мы считаем, что раскрытие платежей в конкретной стране должно проводиться с привлечением всех добывающих компаний, работающих в этой стране.

При поиске решений мы верим, что свой важный вклад должны внести все заинтересованные стороны, включая правительства и их органы, добывающие компании, сервисные компании, многосторонние организации, финансовые организации, инвесторы и неправительственные организации.

Критерии ИПДО

Внедрение ИПДО должно осуществляться в соответствии с изложенными ниже критериями:

Регулярная публикация всех существенных платежей нефтегазовых и горнодобывающих компаний правительствам (“платежи”) и всех существенных поступлений, получаемых правительством от нефтегазовых и горнодобывающих компаний (“поступления”, “доходы”), для широкой общественности общедоступным, исчерпывающим и понятным образом.

Там, где такие аудиты уже не ведены, платежи и поступления должны стать предметом авторитетной, независимой аудиторской проверки с применением международных стандартов аудита.

Платежи и поступления выверяются авторитетным независимым администратором с применением международных стандартов аудита и с публикацией мнения администратора о выверке счетов с выявлением любых несоответствий.

Этот подход распространяется на все компании, включая государственные предприятия.

Общественные организации активно участвуют в разработке, контроле и оценке этого процесса и способствуют общественным дебатам.

Государство-собственник недр при помощи, в случае необходимости, со стороны международных финансовых организаций разрабатывает государственный, финансово надежный рабочий план для всего вышеуказанного, включающий поддающиеся измерению цели, график внедрения и оценку ограничений потенциала.

Требования ИПДО

22 мая 2013 года на Глобальной Конференции по ИПДО в Сиднее, Правление ИПДО одобрило пересмотренный Стандарт ИПДО. Изложенные ниже требования — это требования, которые должны соблюдать применяющие страны в соответствии со Стандартом ИПДО.

1.1          Правительство обязано сделать однозначное публичное заявление о своем намерении внедрить ИПДО.

1.2          Правительство обязано назначить старшее должностное лицо для руководства работой по внедрению ИПДО.

1.3          Правительство должно взять на себя обязательство работать с гражданским обществом и компаниями, а также по созданию многосторонней группы заинтересованных сторон для контроля за внедрением ИПДО.

1.4          Многосторонняя группа заинтересованных сторон должна иметь план текущей работы с полной оценкой затрат, в котором также будут учитываться сроки отчетности и проверок, установленные Правлением ИПДО.

2. ИПДО требует своевременного опубликования отчетов по ИПДО.

Отчеты по ИПДО являются наиболее полезными и актуальными, если они регулярно публикуются и содержат актуальные данные. Требование №2 устанавливает сроки своевременной отчетности по ИПДО.

3. ИПДО требует предоставления отчетов по ИПДО, которые включают в себя контекстную информацию о добывающих отраслях.

Для того чтобы отчеты по ИПДО были понятны и полезны для общественности, они должны сопровождаться общедоступной контекстной информацией о добывающих отраслях. Эта информация должна включать в себя краткое описание правовой базы и налогового режима (3.2); вместе с обзором: добывающих отраслей (3.3); вклада добывающих отраслей в экономику (3.4); производственными данными (3.5); участия государства в добывающих отраслях (3.6); распределения и стабильности доходов (3.7 - 3.8), реестров лицензий и лицензионных отчислений (3.9-3.10); и любых иных применимых положений, связанных с доверительным управлением (3.11) и договорами (3.12). Многосторонняя группа заинтересованных сторон должны договориться о том, кто подготовит контекстную информацию для отчета по ИПДО (3.1).

4. ИПДО требует подготовки комплексных отчетов по ИПДО с полным раскрытием правительством доходов от добывающих отраслей и раскрытием сведений обо всех существенных платежах, поступающих правительству от нефтегазовых и горнодобывающих компаний.

Осмысление сведений о платежах компаний и доходах правительства может способствовать проведению информированных общественных дискуссий об управлении добывающими отраслями. ИПДО требует выполнения комплексной сверки платежей компаний и доходов правительства от добывающих отраслей. В Требовании №4 описаны шаги, которые необходимо рассмотреть многосторонней группе заинтересованных сторон, чтобы убедиться, что отчет по ИПДО содержит все отчетные сведения об этих платежах и доходах. Раздел 4.1 устанавливает требования, связанные с типами платежей и доходов, которые должны охватываться отчетом по ИПДО. Раздел 4.2 определяет, каким компаниям и государственным структурам, в том числе государственным предприятиям, должна быть вменена обязанность предоставления отчетности.

5. ИПДО требуется надежный процесс обеспечения гарантий с применением международных стандартов.

Цель Требования №5 — обеспечить надежность процесса отчетности ИПДО таким образом, чтобы гарантировать достоверность данных, содержащихся в отчете по ИПДО. ИПДО стремится использовать в качестве основы существующие системы аудита и гарантий в правительстве и промышленности и содействовать соблюдению правил международной практики и международных стандартов. Многосторонняя группа заинтересованных сторон должна назначить независимого управляющего для сверки данных, предоставленных компаниями и государственными учреждениями (5.1). В разделе 5.2 излагаются вопросы, которые необходимо рассмотреть многосторонней группе заинтересованных сторон и независимому администратору при согласовании технического задания на выполнение сверки. Он также включает в себя гарантии, которые должны быть предоставлены отчитывающимися субъектами. Раздел 5.3 наделяет независимого администратора правом выполнять оценку полноты и достоверности данных и вносить рекомендации на будущее. Отчет по ИПДО должен быть одобрен многосторонней группой заинтересованных сторон (5.4).

6. ИПДО требует, чтобы отчеты по ИПДО были понятными, активно пропагандировались, были общедоступными и вносили свой вклад в публичное обсуждение.

Регулярное раскрытие сведений о потоках доходах от природных ресурсов и платежей от добывающих компаний не будет иметь большого практического использования без информирования общественности, осознания значения этих цифр, а также без общественного обсуждения того, как можно эффективно использовать доходы от ресурсов. Согласно Требованию №6 необходимо гарантировать вовлечение заинтересованных сторон в диалог об управлении доходами от природных ресурсов.

7. Согласно требованиям ИПДО многосторонняя группа заинтересованных сторон должна принять меры на основании извлеченных уроков и выполнить обзор и оценку последствий реализации ИПДО.

Внося свой вклад в более широкое общественное обсуждение, отчеты по ИПДО позволяют реализовывать принципы ИПДО. Также важно принимать меры на основании уроков, извлеченных в ходе реализации ИПДО, объяснять расхождения, выявленные в отчетах по ИПДО, и, при необходимости, устранять такие расхождения, а также осуществлять внедрение ИПДО на стабильной и рациональной основе.

https://eiti.org/ru/eiti