Почему она относится только к добывающим отраслям?

Добывающие отрасли играют важную роль в экономике более 50 развивающихся государств, в которых проживают более 3,5 миллиарда человек. Хотя и желательно, чтобы уровень прозрачности увеличивался во многих отраслях, можно проследить определенную зависимость между наличием в странах богатых запасов минеральных ресурсов и высоким уровнем бедности. Эти отрасли не испытывают серьезных проблем, однако значительный уровень риска, высокая стоимость производства, и неопределенность перспектив освоения разведываемых запасов в сочетании с длительным периодом ожидания получения прибыли и ограниченностью имеющихся ресурсов затрудняет финансовое управление этими отраслями. Некоторые страны, богатые нефтью, газом и другими полезными ископаемыми, развивались менее эффективно по сравнению со странами, не имеющими таких богатых запасов природных ресурсов. Ряд других отраслей смогли перенести свою деятельность в страны с благоприятной средой, предоставляющей возможность более эффективного развития.

Кто выиграет от ее реализации

Повышение уровня прозрачности и информированности о размерах получаемых доходов позволят гражданам и организациям контролировать деятельность правительства. Это затруднит злоупотребления и использование поступающих средств для целей, не связанных с обеспечением устойчивого развития, и будет содействовать более эффективному развитию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в результате улучшения экономических условий и более активного привлечения прямых иностранных инвестиций. Ответственные компании только выиграют от более равных отношений на экономическом поле, более предсказуемых условий хозяйственной деятельности и возможности более эффективного обеспечения энергетической безопасности.

Многосторонняя реализация инициативы

С тем, чтобы обеспечить успешную реализацию инициативы в ее разработке должен принять участие ряд исполнителей. В этом процессе должны принять участие страны, где работают добывающие компании и страны, в которых они зарегистрированы.

В этот процесс также должны быть вовлечены государственные компании, мелкие частные компании и транснациональные корпорации с тем, чтобы обеспечить равные условия деятельности с компаниями, поддержавшими инициативу. Экономические и производственные объединения играют важную роль в информировании своих членов о требованиях и ожидаемых результатах.

Международные организации, такие как НЕПАД (Новое партнерство содействия развитию Африки) могут придать важный политический импульс этой инициативе. Мировой банк и МВФ, действуя одновременно с двусторонними донорами, играют важную роль в подготовке инициативы, используя свой опыт в сфере организации отчетности при работе с различными странами и профессионального развития. ООН и ОЭСР также являются важными партнерами в этом процессе.

Жизненно важная роль отводится НГО, которые продолжают сбор и анализ информации и способствуют осознанию значения этой инициативы для обеспечения устойчивого развития и снижения уровня бедности. Определяющая роль будет принадлежать гражданскому обществу, использующему предаваемые гласности данные с тем, чтобы требовать от правительств предоставления отчетов о своих расходах.

Поиск эффективного решения

В феврале 2003 г. ММР (Министерство международного развития Великобритании) провела в Лондоне Международный многосторонний семинар участников инициативы. В нем приняли участие более 70 представителей указанных групп. Материалы отчета по результатам проведения семинара и доклады участников имеются на сайте www . dfid . gov . uk

На семинаре были рассмотрены все возможные варианты обеспечения прозрачности, включая обязательный и добровольный подходы. Одним из вариантов, который, по общему мнению участников многостороннего семинара, мог бы стать первым практическим шагом в этом направлении, является достижение согласия на уровне стран, предусматривающем определение процедуры ежегодного направления данных о платежах компаний и государственных доходах с участием всех сторон в каждой из стран третьей доверенной стороне в соответствии с установленным форматом. Затем полученные данные сопоставляются, при необходимости систематизируются и в обобщенном виде включаются в отчеты по странам. Этот отчет публикуется с тем, чтоб его могли использовать другие участники в своей деятельности внутри страны. Была выполнена работа по технической подготовке этого варианта и составлению "Заявления о принципах". В долгосрочной перспективе также не исключается использование и других вариантов.

В июне 2003 г. MM Р провела в Лондоне конференцию по ИППДДО ("Инициативе по повышению прозрачности деятельности добывающих отраслей"). Ее целью являлось достижение соглашения по "Заявлению о принципах и согласованных действиях" с целью повышения прозрачности структуры доходов и платежей в добывающей отрасли. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр выступил с приветственным обращением перед 140 делегатами, представлявшими 70 правительств, компаний, промышленных групп, международных организаций и НГО. Валери Амос, Министр международного развития, приветствовала поддержку инициативы участниками, выраженную как в устных, так и письменных заявлениях. Она заявила, что у нас имеется необходимая основа для коллективных действий с целью реализации следующего этапа инициативы. Материалы отчета конференции и письменные и устные выступления участников имеются на сайте www.dfid.gov.uk

Дальнейшие шаги

Планируется проведение дискуссий с целью контроля выполнения принятых обязательств в различных странах, включая Тимор-Лесте, Азербайджан, Гану, Тринидад и Тобаго, ДРК, Индонезию и Нигерию. Требуется проведение дальнейшей технической работы с целью уточнения рекомендаций по организации отчетности и выработки мер по предоставлению технической помощи. Группа ИППДДО будет продолжать сотрудничество с международными организациями, включая Мировой Банк, МВФ, ООН, и НЕПАД по вопросам их участия в этом процессе и рассмотрит предложения по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в соответствии с положениями резолюции "Кимберлийского процесса" по спору об алмазах.

Группа ИППДДО ММР

Координацию проекта осуществляет Сефтон Дарби (ММР) ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ); тел.: 020 7023 1210) и Пенни Макмиллин ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ; тел.: 020 7023 1211. Дополнительная информация имеется на сайте www.dfid.gov.uk