ОТЧЕТ по семинару PWYP в Кыргызстане 30- 31 августа 2013 года.
30-31 августа 2013 года на Иссык-Куле в отеле «Ак-Бермет» при поддержке международной коалиции «Publish what you pay» («Публикуй, что платишь») состоялся семинар на тему «Продвинутое видение 20/20 в Кыргызской Республике»
Участниками семинара стали члены Консорциума  гражданского общества по ИПДО в КР, представители 24 организаций со всего Кыргызстана. Организационную  работу по подготовке и проведению семинара осуществил ЦЧР «Древо Жизни».
Семинар проводили Маринке Ван Риет ( Международный директор) и София Хардинг ( Координатор) PWYP.
Цели семинара:
1.    Собрать в одном месте организации-члены Консорциума НКО в Кыргызской Республике для расстановки национальных стратегических приоритетов в соответствии с Цепочкой для измененийPWYP, а также новыми Стандартами ИПДО-2013.
2.    Представить новые принципы и структуру управления PWYP (в том числе: стандарты членства в коалиции, основные принципы деятельности и принципы раскрытия финансовой информации), а также разъяснить характер будущего сотрудничества между Консорциумом НКО и PWYP (к примеру, получит ли Консорциум официальное признание в качестве аффилированной национальной коалиции PWYP в Кыргызстане).
3.    Применить инструмент самоконтроля коалиции (разработанный ODI) и определить приоритетные направления совершенствования управления и механизмов подотчетности коалиции.
Участники семинара применили инструмент самоконтроля Консорциума (разработанный ODI) для определения приоритетных направлений управления и отчетности. В ходе данной работы участники семинара по каждому шагу определили контекст, работу, которая делается в настоящее время и пробелы (то, что надо сделать).

Шаг1.  Каковы наши природные ресурсы?
Контекст: Есть информация  о месторождениях на сайте Агенства геологии.
Информация не полная. Население не всегда знает. Что значит крупные запасы или  нет.
Проделываемая работа: Население и НПО запрашивают информацию у гос. органов и компаний, не всегда успешно.
Пробелы в знаниях: Информация не всегда достоверная.Если лицензия получена, то они имеют право разрабатывать и уже эти запасы месторождения изменяются. Компания не заинтересована в их раскрытии.
Можно перевести из категории в категорию, идет манипуляция.

Шаг 2.  Что такое природные ресурсы и правовая структура?
Контекст: Принимают участие в обсуждении проектов законов( закон «О недрах», и т.д.), направляют свои предложения в законодательные органы, но не всегда это мнение учитывается.
Проделываемая работа: Направлены письма обращения с предложениями о внесении изменений в законодательство. После определенной работы,  функции экологической экспертизы вновь переданы из агентства геологии в агентство  окружающей среды.
Пробелы в знаниях:

Шаг 3.  Добывать или не добывать?
Контекст:В основном население узнают о работе компаний, когда они уже получили лицензию. Общественные слушания проводятся не всегда полностью по процедуре. Нередко возникают конфликты
Проделываемая работа: НПО сами организовывают общественные слушания,  информация доводится до населения через общественные приемные на местах через СМИ, печатную информацию
Пробелы в знаниях:должно быть постоянное, повсеместное информирование и обучение населения, желательно на доступном, понятном языке и через специалистов о последствиях и возможных воздействиях проектов.

Шаг 4.  Как получить  наилучший возможный вариант сделки?
Контекст:лицензии выдаются агентством геологии и минеральных ресурсов по заявке компании, без предварительного согласия населения.
Проделываемая работа:
Пробелы в знаниях:лицензии выдавать только на конкурсной основе, договор составлять  с оформлением лицензионного соглашения.
Ввести в законодательство предварительное согласование  с населением до выдачи лицензии.

Шаг 5.  Как осуществлять мониторинг проекта?
Контекст:  правительство проводит контроль о ходе выполнения договора и соблюдению нормативных актов по освоению месторождений, но не всех и не всегда
Проделываемая работа: некоторые проекты мониторятся НПО и жителями
Пробелы в знаниях:

Шаг 6.  Какие суммы компании выплачивают за добычу природных ископаемых?
Контекст:  Компании отчитываются, по ИПДО в КР отчитываются компании с порогом прибыли 1 млн  $. Отчеты этих компаний подлежат сверке (но это не аудит по международным стандартам). Компании представляют цифры по кассовому методу, а в Кыргызстане принято использовать метод начисления. Отчеты публикуются секретариатом ИПДО, есть на сайтах, но не по всем компаниям.
Проделываемая работа: делаются запросы у гос. органов и компаний по отчетам. Проводится сверка представленных данных
Пробелы в знаниях: добиться правильного взаимодействия между правительством и ГО по вопросу платежей, полученных от компаний,  прозрачности в финансовой деятельности компаний.

Шаг 7.  Достигают ли деньги государственной казны?
Контекст:  отчет министерства Финансов,  Гос.налоговой инспекции, отчеты компаний и предприятий, но не всегда есть доступ. Налоги отчисляются компаниями, но проследить конкретно нет возможности.
Не все денежные средства доходят до местного и республиканского бюджета. Гражданское общество не прослеживает, т.к. они не публикуются.Нет возможности проследить, т.к. аудит выбирают сами компании.
Проделываемая работа: секретариат ИПДО в 2011 году нанял компанию по сверке данных компаний, которые были предоставлены самими компаниями и гос.органами. в агрегированном виде и некоторые компании дали по отдельным статьям (дезагрегация)
Пробелы в знаниях:

Шаг 8.   На что должны быть потрачены деньги?

Контекст: Распределение средств идет без участия гражданского общества. Не может влиять на приоритетность распределения средств.
Проделываемая работа: участие в парламентских слушаниях по бюджету, на местном уровне – на какие нужды в первую очередь направить средства (айыл окмоту, кенеши).
Пишутся запросы по распределению средств.
Пробелы в знаниях:
Шаг 9.   Доходят ли деньги до своего места назначения?
Контекст: В некоторых районах проходят общественные слушания по бюджету, гражданское общество не полностью участвует в распределение бюджетных средств и не достаточно активны. Средства могут использоваться на другие цели по распоряжению правительства. Отходы компаний превышают норму. Лицензии выдаются фирмам- однодневкам. Средства в бюджет не отчисляются
Проделываемая работа:
Пробелы в знаниях:контроль со стороны ГО, местных и республиканских органов. Мониторинг на постоянной основе. Должно публиковаться в СМИ какие расходы, и куда и на какие нужды.

Также участники семинар работали в малых группах по работе Консорциума  по компетенциям и оценили работу по каждому пункту. В результате этой работы получены следующие результаты
А. Руководство и координация
А-I.Общая стратегия и цель –  3–4
А-II.Руководство и подотчетность руководящего комитета – 4
А-III. Координация деятельности коалиции – 3
A-    IV Освоение ресурсов - 4
В. Стратегический и адаптационный потенциал
В-I. Мониторинг внешнего контекста– 3
В-II. Поддержка членского состава - 3
В-III.Стратегическое планирование и информационно-пропагандистская деятельность -3
В-IV. Сознательное формирование нового поколения -2
С. Обмен знаниями и обучение
С-I. Обмен знаниями и информационное взаимодействие  - 4
С-II.  Документальное оформление личного опыта– 5
В результате было выделено два направления для работы: поддержка членского состава и сознательное формирование нового поколения.

В конце семинара состоялось открытое заседание Секретариата Консорциума. Были обсуждены следующие вопросы.
1.Вопрос о процедуре членства в Консорциуме
2. Реструктуризация рабочих групп Консорциума
3.Подача  заявок на гранты.
4. Вопрос о вхождении Консорциума в коалицию PWYP.
5. Общественные слушания в регионах.

В частности по вопросу присоединения в коалицию PWYP были озвучены преимущества членства PWYP: обмен информацией на наднациональном уровне, присоединение к международным кампаниям эдвокаси, возможности совместного фандрайзинга, солидарность и возможность влиять на управление PWYP. Но необходимо все время вести переписку и отвечать на анкеты PWYP.  К.С. Молдогазиева делает это без оплаты в течение нескольких лет. Необходимо попросить средства на сотрудника, кто будет заниматься этим.
Членами секретариата Консорциума было решено присоединиться к PWYP. Подготовить  предложение о предоставлении PWYP для Консорциума скайп для коммуникации ОПК и членов Консорциума, финансирование пиар менеджера, проект по молодежи в рамках Консорциума. Также надо использовать предложение Маринки использовать ассоциацию международных юристов для бесплатных консультаций